Крупнейшие суда перевезут товары
экономичнее всех
Автор: Леонид Попов, 2 марта 2011
В ближайшие годы корейцы построят для датчан серию рекордных по размерам судов. Самые экономичные и грузоподъёмные контейнеровозы планеты помогут заказчику в бизнесе. А природе понравится снижение выбросов парниковых газов торговым флотом.
21 февраля 2011 года датская судоходная компания Maersk объявила о подписании контракта с корейской судостроительной фирмой DSME. Она должна построить новую модель гигантского транспортного судна — Triple-E.
С номинальной вместимостью в 18 тысяч единиц TEU (20-футовых контейнеров) новый класс судов должен превзойти нынешних титанов морей — "Эмму Мэрск" (Emma Mersk) и её семь сестёр-близняшек из так называемой серии E (Maersk E Series). У тех предельная вместимость достигает 15500 TEU (номинальная — несколько меньше) и пока они являются самыми внушительными судами в мире, находящимися в эксплуатации.
Дедвейт судна типа Triple-E составит 165 тысяч тонн. Для представления о его размерах авторы проекта нарисовали внутри контейнеровоза сразу три стадиона – для хоккея, американского футбола и баскетбола (иллюстрации Maersk Group). Новое мегасудно будет насчитывать 400 метров в длину, 59 м в ширину и 73 м в высоту, а его осадка составит 14,5 метра. «Если контейнеры, которые может вместить Triple-E, погрузить на поезд, то он получится 110 километров длиной, а если их поставить один на другой, то верхний окажется в 47 километрах от земли», — пишет Gizmag. Интересно, что в сравнении с текущим рекордсменом — «Эммой Мэрск» — исполин Triple-E больше по длине и ширине всего на три метра. Это практически предел, допустимый для крупных портов. Значительную прибавку в количестве контейнеров удалось получить не за счёт прямолинейного роста габаритов, а благодаря перепланировке внутреннего пространства.
Капитанскую рубку и жилые помещения проектировщики нового контейнеровоза сдвинули на несколько секций вперёд, а двигатели – ближе к корме (схема «с двумя островами»). Так без потери обзорности удалось поместить больше контейнеров спереди и позади капитанского мостика. Кроме того, подводную часть корпуса в поперечном сечении решено сделать ближе к букве U, чем к V (иллюстрации Maersk Group).
Контракт с DSME предусматривает постройку десяти судов типа Triple-E с опционом ещё на 20. Каждый контейнеровоз обойдётся Maersk в $190 миллионов (иллюстрации Maersk Group). Проект, однако, интересен не только простым ростом размеров. «Тройка Е» — это «экономия от масштаба», «энергоэффективность» и «экологически улучшенный» (Economy of scale, Energy efficiency, Environmentally improved). Датская компания сообщает, что выбросы CO2 на каждый перевезённый контейнер у судов Triple-E будут на 50% меньше, чем в среднем по отрасли и на 20% меньше, чем у «Эммы» — наиболее эффективного контейнеровоза мира в настоящее время.
С новым гигантским судном способен справиться экипаж всего в 13 человек. В нормальном режиме на борту будет находиться 19 моряков. А при необходимости «Тройка» может разместить у себя и 34 человека (иллюстрации Maersk Group). Что до расхода топлива, то суда нового класса должны сжигать на 35% меньше горючего в расчёте на один контейнер, чем очень даже немаленькие контейнеровозы на 13100 TEU, которые поступят в судоходные компании-конкуренты в ближайшие годы. (Подумать только, ещё летом 2006 года судно на 9,6 тысяч TEU слыло рекордсменом).
Восемь судов класса Maersk E (на снимках сверху вниз – Elly, Estelle и Edith) пока ещё являются самыми крупными контейнеровозами в мире, а также самыми длинными кораблями из тех, что в настоящее время бороздят океаны. От носа до кормы сёстры «Эммы Мэрск» насчитывают 397 метров. В ближайшем будущем обойти их по этому параметру смогут только новобранцы из класса Triple-E (фотографии Maersk Group). Себестоимость транспортировки одного контейнера на линии Азия-Европа на борту «Тройки Е» окажется на 20-30% меньшей, чем на борту большинства современных судов, — оценивает судоходная компания. За такую экономию, среди прочего, следует благодарить основные двигатели. Их у «Тройки» будет два. Причём они должны быть настроены на чуть меньшую частоту вращения вала, нежели раньше, а диаметр гребных винтов, наоборот — увеличен. Всё это сделано ради большего КПД.
«Используя один киловатт-час энергии на каждую тонну груза, „Тройка Е“ может проплыть 184 километра. В то же время большой транспортный самолёт, потратив то же количество энергии в расчёте на тонну, пролетит лишь 500 метров», – сравнивает компания Maersk эффективность разных видов транспорта. На рисунке показаны выбросы углекислого газа на тонну груза на километр (в граммах) у суперконтейнеровоза, поезда, автомобиля и самолёта (иллюстрация Maersk Group). На благо сокращения расхода топлива гигантское судно решено сделать ещё и чуть менее быстрым, нежели прямые его предшественники («максималка» составит 22,5-23 узла против 25-25,5 у «Эммы Мэрск»). Наконец, на судне будет применена система использования бросового тепла выхлопных газов для генерации дополнительной энергии.
С 1996 года Maersk наращивает вместимость своих самых крупных судов и бьёт принадлежащие себе же рекорды. Превзойти новичков из серии «Тройка Е» в размерах сможет только плавающий завод Shell, но дата его постройки неясна (иллюстрации Maersk Group). Первые десять колоссов Triple-E должны сойти со стапелей с 2013 по 2015 годы. Maersk надеется с их помощью получить свою долю прибыли от роста торговых перевозок между Азией и Европой, который прогнозируют экономисты.
Видео презентация колоссов Triple-E
Вся информация, материалы и фотографии предоставлена порталом membrana