Оборонщики США создали второго Железного человека

Автор: Леонид Попов, 30 сентября 2010



Трюк с сокрушительным ударом до сих пор могли демонстрировать разве что экзоскелеты в фантастических фильмах. Теперь американцы превратили мечту в реальность (фото Raytheon). Новый костюм позволяет своему хозяину переносить в руках или на себе десятки килограммов груза без видимых усилий и разбивать рукой четыре сложенные вместе деревянные доски. Последнее, конечно, показное лихачество — в рукопашный бой никто в таком облачении ещё не собирается. Но инженеры, создавшие мощный экзоскелет, планирует со временем привнести эту новинку в армию. На днях компания Raytheon представила второе поколение своего военного экзоскелета, названного XOS 2. В переноске и погрузке тяжестей один оператор в таком робототехническом костюме заменяет трёх солдат, — утверждают разработчики удивительного аппарата. И главное, в отличие от ряда похожих разработок, XOS 2 способен отрабатывать движения владельца достаточно стремительно, чтобы носящий костюм оператор не чувствовал себя зажатым внутри очень сильной, но тугодумной и неторопливой железки. Тонкость откликов костюма-машины позволяет даже играть в нём с футбольным мячом.



Работа над этим роботом, с учётом предшествующей пробной модели, шла целых восемь лет. Неудивительно, что вторая генерация оказалась более совершенной, а значит, и приближенной к серийному воплощению. Пока, правда, о массовом выпуске боевых экзоскелетов речи не идёт (фото Raytheon). О первом экзоскелете, построенном Raytheon и поглощённой ею компанией Sarcos (начинавшей разработку), мы рассказывали во всех деталях. Напомним только, что робот-костюм отслеживает движения владельца, усиливая их в десятки раз. Как нынче сообщает Raytheon в пресс-релизе, второй XOS мощнее и быстрее, чем его предшественник, но при этом использует на 50% меньше энергии и к тому же более устойчив к негативному воздействию окружающей среды. А ещё новый экзоскелет весит 88,5 килограммов, на 10% меньше, чем первая модель, – повествует Salt Lake City Tribune.



Первыми пользователями экзоскелета в армии будут всегда трезвые грузчики (иллюстрации Raytheon Sarcos). По замыслу Raytheon, солдаты в экзоскелетах существенно ускорят и облегчат погрузку и разгрузку воды, топлива и боеприпасов как в тылу, так и на театре военных действий. Возможность в одиночку перенести танковый снаряд или авиационную ракету означает, что больше людей можно будет перебросить для решения других задач, — рассуждают американские новаторы. На презентации XOS 2 в лаборатории компании в Солт-Лейк-Сити Кларк Грегг (Clark Gregg), сыгравший в двух частях фильма «Железный человек» (Iron Man) агента Фила Колсона (Phil Coulson), сам опробовал экзоскелет в деле. «На данный момент он больше всего приближает нас к костюму Железного человека, — поделился впечатлениями актёр. — Он быстро становится реальным, и это замечательно. Я с нетерпением жду появления XOS 3».



Интересно, что публичная презентация первого XOS в 2008 году была явно приурочена к выходу на экраны первого «Железного человека», хотя официально об этом не говорилось. Теперь же Raytheon, пригласившая Грегга, сама не скрывает напрашивающихся ассоциаций. И не случайно выход в свет XOS 2 «удачно» совпадал с релизом Iron Man 2 на DVD и Blu-Ray.



«Агент Колсон» (Кларк Грегг) осматривает XOS 1 (вверху) и примеряет XOS 2 под руководством инженеров Raytheon (фотографии Raytheon). Первый XOS показал всем, и в первую очередь самим авторам системы, что она работоспособна. Учитывая опыт, Raytheon бросила силы на оптимизацию конструкции начиная с каркаса и датчиков и заканчивая всем силовым приводом. В результате удалось повысить энергетическую эффективность робота.



Инженер-испытатель Raytheon Рекс Джеймсон (Rex Jameson) рассказывает: «С ростом популярности фильмов о Железном человеке люди изумляются, неужели я чувствую себя как он, когда надеваю этот костюм? Я обычно отвечаю, что не могу говорить за Тони Старка (главный герой фильма – прим. ред.), но когда я в костюме, я ощущаю себя более быстрой и сильной версией меня самого. Учитывая, что персонаж фильма живёт в особняке в Калифорнии и владеет очень быстрыми гоночными автомобилями, мой опыт, вероятно, близок к опыту Старка насколько это возможно» (фотографии Raytheon). Конечности этого костюма, кстати, приводит в действие гидравлика высокого давления. Но источник питания по прежнему расположен вне машины, так что реальный Железный человек привязан к стационарному оборудованию длинными кабелями и шлангами. Впрочем, даже в таком виде подобный костюм может принести пользу, а в дальнейшем инженеры собираются полностью «отвязать» экзоскелет. В следующем ролике создатели XOS 2 рассказывают о нём и о всём проекте более подробно.




Вверху: Джеймсон поднимает 91 килограмм. Внизу: Кларк Грегг отрывает от земли снаряд с приличным трудом, а Рекс, облачённый в XOS 2, справляется с той же нагрузкой шутя (фотографии Raytheon). Вице-президент Raytheon Sarcos Фрейзер Смит (Fraser Smith) заявил: «Развёртывание экзоскелетов неизбежно. Они крайне необходимы, и я считаю, военные смотрят на них как на жизнеспособное решение ряда текущих вопросов.» Авторы костюма поясняют, что большая физическая нагрузка на солдат во всевозможных транспортных и складских операциях это не только негативный момент, снижающий скорость работ, но и лишний фактор риска, потенциальный источник травм. Силовой костюм мог бы снять эти проблемы. В будущем инженеры Raytheon не исключают появления упрочнённой и бронированной версии, предназначенной для разбивания стен и дверей в операциях по спасению заложников. Такая модификация была на чертёжных досках, но пока внимание сосредоточено на «грузовой» ипостаси проекта, — уточняет Engadget.



Небольшие ракеты можно грузить уже в нынешней версии костюма. Нетрудно предположить, что в следующей доступное оператору усилие будет увеличено (фотографии Raytheon). Однако у публики постоянно возникает главный вопрос — «так когда?» Когда костюмы железных людей примерят солдаты? Raytheon намерена довести свой проект до внедрения. «Мы ожидаем, что экзоскелеты появятся на театре военных действий примерно через пять лет в привязанной версии и, возможно, через три-пять лет после этого — уже в автономном варианте», — утверждает Смит. Учитывая всё же приличный расход энергии таким костюмом, остаётся спросить: неужели компания найдёт способ создать палладиевый «Дуговой реактор» (Arc Reactor)?


Вся информация, материалы и фотографии предоставлена порталом membrana

Hosted by uCoz